Есть стереотип: дети сегодня – агрессивные, злые, только и знают, что на
компьютере в «стрелялки» рубиться да у родителей новые мобилки
требовать. Мысли закономерные: какое общество – такие и дети. Если
мысль развить, получается: сегодняшние дети – будущие взрослые, и глядя
на них, можно предположить, какой будет наша действительность лет через
20. Но стоит ли вот так сразу рисовать апокалиптические прогнозы?
Может, сегодняшние дети – вовсе не такие, какими мы их представляем.
Ну, или не совсем такие...
Стереотип 1: дети играют только в «стрелялки» – значит, вырастут жестокими людьми
«Играю только в компьютер. Мне нравятся «стрелялки» с кровью и насилием. У
меня даже нет знакомых, которым они бы не нравились», – подтверждает
12-летний Максим Кривенко.

А вот 9-летний Андрей Нарожный с компьютерами пока «на вы» – и «на
сближение» особо идти не хочет: «С друзьями играем в прятки, строим
халабуды, собираем пазлы «Лего». Да, иногда я хожу к другу на
компьютере в «стрелялку» поиграть, но меня мама не отпускает больше чем
на час. Говорит – вредно. Вот соседский ребенок много играет в
компьютер и выглядит не очень, бледный такой...».
Это мальчики – а что же девочки? «На компьютере играю в «Алису в Стране Чудес» и
игру по мотивам куклы «Барби», – говорит 11-летняя Аня Борисова. – А
кровавые сюжеты не люблю».
Мнение психолога: «Общество индивидуализируется. И ребенок, играя на компьютере, тоже отгораживается от всех»
–
Когда в игру с кровожадным сюжетом играет взрослый, он понимает: это
жестоко. А для детей – так, прикол, – говорит Олег Покальчук. – Дети не
воспринимают увиденное как жестокость. Именно поэтому подростковые
преступления гораздо ужаснее, чем взрослые: дети не отдают себе отчета
в том, что совершают... Но вообще, думаю, сами дети не стали жестче.
Люди в принципе не меняются. И дети – какими были в старину, такими и
остались. А вот отношение к ним в разные эпохи менялось. Например, в
эпоху Ренессанса дети в искусстве нередко изображались в виде
ангелочков, появилась мода боготворить детей. Знать могла предоставить
своим чадам возможность ничегонеделания – тогда и возникло понятие
детства, которое ассоциировалось с праздностью. А крестьяне и средний
класс считали детей маленькими взрослыми: их по-прежнему лупили,
заставляли работать, чтобы они быстрее возмужали.
Сейчас, думаю, время живых игр уходит: наше общество индивидуализируется. А
играя в игры на мобилке или компьютере, ребенок как бы отгораживается
от всех, замыкаясь в своем пространстве. И уходит от риска быть
высмеянным. Дети в наше время этого особенно боятся.
Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания
На самом деле – очень даже читают. И, на удивление, – многое из того, что мы читали в детстве:
«Обожаю книжку «Простоквашино» и одноименный мультик, – говорит Аня Борисова. –
Любимые герои – тоже из деревни Простоквашино: они добрые и смешные».
«Я люблю не столько читать, сколько сама сочинять сказки, – признается
8-летняя Маша Легенчук. – А еще любим с подружками играть в «Україна
має талант»: кто-то один придумывает номер, а потом все его оценивают.
Мой любимый мультик «Мадагаскар», певец Виктор Цой. Кумир? Собственный
папа».
Наверное, разница в том, что современные дети «не
делают из еды культа»: им нравятся какие-то персонажи, но они не хотят
быть их копией – пожалуй, «маленькие взрослые» куда четче
разграничивают реальность и фантазию, чем мы в свое время.
«Мой любимый литературный герой – Гекльберри Финн. А кумиров у меня нет –
хочу быть похожим сам на себя», – сказал, как отрезал, Максим Кириенко.
Мнение психолога: «Дети все так же живут в мире сказок и фантазий. Просто взрослеют быстрее»
– Дети по-прежнему увлечены сказками и фантазиями, но то, что раньше было
на бумаге, сегодня есть в компьютере и на телеэкране, – объясняет
Покальчук. – Кумиры многих девочек – персонажи японских мультфильмов
аниме. Некая аналогия былого рисования в альбомчиках. У мальчиков –
тоже мультяшные персонажи. Впрочем, иногда и реальные исторические
деятели... Современные дети взрослеют стремительно. С 80-х годов
ежедневное количество информации, которую получает человек, утроилось.
Дети быстрее соображают и развиваются интеллектуально. Читают в
основном фантастику, фэнтези, любят комиксы, мангу (японские комиксы. –
Авт.) Классика? Классическая литература не соответствует сегодняшней
проблематике. Дети не понимают, почему Анна Каренина бросилась под
поезд: «Дура или наркоманка!». Сейчас, кстати, есть комиксы, в которых
произведения классиков (скажем, «Преступление и наказание») описаны на
пяти страницах. Вот это они читают!
Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк
Это, пожалуй, самый мрачный стереотип: что ж хорошего смогут сделать дети,
выросшие на «стрелялках» и даже переделавшие банального «квача» в игру
по мотивам фильмов о живых мертвецах? Да, есть и такое: «Моя любимая
игра называется «Зомби», – рассказал нам 11-летний Егор Черевко. –
Одного из ребят выбирают «зомби»: он должен догнать кого-то и
дотронуться. Но «зомби» не совсем «квач»: вот в игре уже два «зомби». И
они гоняются за всеми остальными до тех пор, пока в список «зомби» не
попадут все участники игры». Да, сюжет страшноватенький, но... А разве
те, кто вырос на невинных, идеологически выдержанных «Зарницах» – самые
добрые и милые люди на свете? То-то же...
Мнение психолога: «Это будет общество новаторов и экспериментаторов»
– В советское время взрослые действительно были более чутки к детям,
больше поддерживали их, в том числе и в играх, увлечениях. Тогда дети
подсознательно чувствовали опору, – говорит Олег Покальчук. – А сейчас
многим родителям наплевать, во что играет их чадо: они слишком заняты
работой. Дети растут в атмосфере жесткости и беспринципности, уже в
этом возрасте ощущая, что в мире огромная конкуренция. Помните книгу
Уильяма Голдинга «Повелитель мух»? Сейчас наше общество оказалось на
таком же диком жестоком острове детей, какой описан там. Но не все так
плохо: современные дети куда умнее, чем о них думают. Мне кажется,
поколение, которое станет формировать общество через 15-20 лет, будет
лишено предрассудков, зажатости. Эти молодые люди будут очень
наблюдательными, не боящимися экспериментировать и открывать новое.
Есть нюанс
Городские и сельские дети отличаются. Сильно.
Мы попросили Олега Покальчука нарисовать психологический портрет
современного украинского ребенка 10–11 лет. И стало очевидно, что дети
в городе и селе сегодня растут очень разными. Так что, возможно,
пропасть между «городскими» и «сельскими» со временем станет только
глубже...
Блестяще разбирается в компьютере и программах, пользуется всеми опциями
мобильного телефона, общается по скайпу. Его внутренний мир – японские
мультики и мультсериалы. Он довольно застенчив, что иногда прикрывает
вызывающей дерзостью. У него часты проблемы со здоровьем: спорт сегодня
не в моде у детей. Зато у ребенка есть исчерпывающая визуальная и
текстовая информация о сексе. Лет с 12-ти многие дети начинают готовить
себя к раннему сексуальному опыту, который к 14-ти годам уже получают.
Также среди современных городских детей, в отличие от предыдущих
поколений, активно обсуждается гомосексуализм. И для городских детей
актуальна проблема наркомании.
Более традиционен, подчинен природным биологическим ритмам. Больше общается
«вживую», правда, общение нередко происходит возле пивного ларька или
магазина. Увы, в селе процветает подростковый алкоголизм.