Для одних родителей детский сад – палочка-выручалочка, для других – испытание, для третьих – табу. В какой группе окажетесь вы?.. Надеемся, в четвертой. Здесь мирно и без перегибов. Потому что малыш подготовлен, садик выбран правильно и все довольны
Будет или не будет ребенок посещать детский сад, естественно, решают его родители. Некоторые взрослые относятся к идее коллективного воспитания с предубеждением. И тут наверняка сказывается их собственный негативный опыт.
Есть мамы и папы, которые нисколько не сомневаются, что малютке необходимо знакомство с определенными правилами поведения, а самое главное – общение со сверстниками.
Согласитесь, домашний ребенок не так уж избалован вниманием других малышей. Детской дружбе и взяться-то неоткуда. Кроха дружит с няней или бабушкой: узнает ее характер, подражает ее поведению и учится строить взаимоотношения тоже, в основном, с ней (не считая родителей, конечно). Спросите, что в этом плохого? Ничего.
Кроме того, что няне, как правило, не меньше сорока, а ребенку не больше четырех лет. И с кем же, по-вашему, ему обмениваться игрушками, перед кем разыгрывать клоунаду, срывая оглушительные аплодисменты?.. И с кем же ему играть в квача, «Гуси-гуси» или «Колечко-колечко»?..
Пришла пора
Большинство психологов сходятся во мнении, что четыре года – оптимальный возраст для знакомства карапуза с детским садиком.
В три года тоже допустимо, но все-таки рановато. Трехлетний малыш уже не боится оставаться без мамы какое-то время. Ему становится интересно играть со сверстниками.
Но желание общаться еще не так сильно. По-настоящему получать удовольствие от коллективных занятий кроха станет к четырем годам.
Основная трудность – кризис трех лет, один из самых сложных в жизни каждого человека. Ребенок отстаивает свое «я», учится самостоятельности, а родители кричат: «Караул!»
В этот период малютка словно находится меж двух огней. С одной стороны, он слишком уверен в себе. Он хочет всего добиться сам, что очень хорошо! С другой – карапуз чувствует, что без помощи взрослого ему не обойтись. Вот эта двойственность его и раздражает. Он злится, капризничает, дерется… И совершенно не понимает, что же с ним происходит. Он отвергает поддержку старших, но при этом очень нуждается в ней. Что делать вам? Оказать ему помощь. И набраться терпения.
Как вы понимаете, с адаптацией крохи в детском саду могут возникнуть сложности. Не нужно надеяться на то, что с трудностями справится коллектив. В нем решаются многие проблемы, но самые серьезные все же должны взять на себя родители.
Для привыкания к садику используйте время примирения малыша с самим собой.
С 3-3,5 года постепенно, без спешки начинайте знакомить ребенка с детским садом. Сначала ходите вместе на прогулки с ребятами. Потом оставляйте его в группе на полдня. Если окажется, что карапузу комфортно в новой обстановке, значит, привыкание состоялось.
Кроха по-прежнему не отпускает вас ни на шаг? Тогда повремените. Не принуждайте. Повторите эксперимент в четыре года.
Начинаем поиски
Чтобы малыш в новых условиях освоился быстрее, присмотрите садик заранее, в идеальном случае – за год. Потому как адаптация будет плавной и мягкой только там, где понравится вашему крохе и вам. А такое место отыскать сразу вряд ли удастся.
Приготовьтесь, придется обойти немало дошкольных учреждений, пока найдете то, что ищете.
Большую помощь окажет интернет. На родительских форумах и сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы прочтете и отзывы мам и пап, и рекомендации психологов, и полезные адреса.
Подсуетиться заблаговременно стоит еще и потому, что в сад вашей мечты вы не попадете моментально. Он наверняка понравился и другим родителям. Вероятно, придется занять очередь.
Сделаем правильный выбор
Перед ознакомительной экскурсией по дошкольным учреждениям стоит запомнить несколько правил. Они помогут выделить образцовый (при этом не обязательно показательный) детский сад.
Обратите внимание, насколько благоустроена территория. В каком состоянии горки, турники, есть ли песок в песочницах, не поломаны ли ограждения.
Разговаривая с заведующей, спросите об образовательных программах, по которым ведется обучение. Узнайте, сколько детей зачисляют в группу, какие дополнительные возможности предоставляет садик (водят ли малышей в бассейн, на экскурсии, работает ли психолог – и как именно).
Помните: в группе должны работать два воспитателя. Кроме того, им полагается помощник – няня.
Загляните в группу. Познакомьтесь с воспитательницей, побеседуйте с ней. Спросите, не станет ли она возражать, если вы или няня будете приводить ребенка в сад на прогулки, позволит ли в первые дни побыть вместе с ним.
Посмотрите, как дети общаются между собой, много ли возникает ссор и конфликтов и каким образом они улаживаются.
А я так умею?..
Ребенок, который отправляется в детский сад, должен обладать определенными навыками самообслуживания: уметь одеваться, есть ложкой, пользоваться горшочком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем.
Психологи говорят, что замечательный возраст для обучения самостоятельности – два года. В это время психика малыша плавно развивается и готовится к ответственному периоду. И если карапуз будет хотя бы чуть-чуть подготовлен, дальнейшее обучение ему доставит удовольствие, а не огорчения.
Прежде чем кроха научится умываться или есть суп, родителям придется и постараться, и понервничать...
Но будьте терпиливы, не злитесь и не делайте все за кроху. Тем самым вы сослужите ему добрую службу. Это же ваш ребенок – самый умный и умелый. Как можно сердиться на него! Поверьте, он старается. И в будущем вас не подведет.
Малышу уже 3-4 года, а необходимыми навыками он пока не овладел? Не отчаивайтесь. Пока еще ни один взрослый сознательно не ушел на работу в тапочках («человек рассеянный» не в счет).
Бойтесь нас, болезни
Самый распространенный страх родителей – ворох болезней, который, по их мнению, обязательно свалится на ребенка в детском саду. Есть несколько причин, способствующих этому.
Снижение иммунитета
Из-за резкой смены обстановки (другой режим, много дополнительных впечатлений) и комплекта необходимых перед садом прививок защитные силы слабеют.
Скрытое сопротивление
Организм малютки часто отвечает недугом на нежелание менять привычный ритм жизни.
Цепная реакция
Известно, что малыши быстро подхватывают простуду и инфекцию друг от друга.
Вина воспитателей
Дети чувствительны к сквознякам. Если воспитатели не следят за тем, сухая ли одежда у ребят, или любят открывать окна при детях, болезней не избежать.
Но не паникуйте раньше времени. Защитить ребенка от простуд реально. Нужно лишь как можно быстрее заняться профилактикой. Только не стоит обливать холодной водой неподготовленного ребенка. Скоро лето, а это время года, как известно, – лучшее для закаливания крохи.
Отправляйтесь на море. Только проведите там не две недели, а хотя бы месяц. Результат будет ощутимее.
Позволяйте малышу бегать босиком, играть и вволю обливаться водой на улице. Из этого можно извлечь тройную пользу: во-первых, укрепить нервную систему, во-вторых, закалить, а в-третьих, научить самостоятельности.
Не утепляйте ножки крохи. У маленьких иной теплообмен, чем у взрослых, – более здоровый. К тому же заметьте, сколько двигаетесь вы, а сколько – он.
В дополнение к закаливанию необходимы массаж и гимнастика. Если ребенок часто болел и до садика, проконсультируйтесь в поликлинике со специалистом по лечебной физкультуре. Наверняка он подберет комплекс упражнений, которые вы сможете выполнять и дома.
Запишитесь в бассейн всей семьей. Плавайте два раза в неделю – и со здоровьем будет все в порядке.
Мама, не волнуйся
Многие мамы с рождением младенца становятся очень впечатлительными, эмоционально ранимыми. И, что удивительно, такое состояние со временем не проходит, а даже усиливается. Нетрудно догадаться, что будет чувствовать мама 3-4-летнего крохи, оставляя его без своего присмотра на целый день.
Стоп! Не нужно нервничать! Если слишком бояться, то поход в садик действительно превратится в пытку не только для взрослого, но и для ребенка. Причем это произойдет даже в том случае, если мама всеми силами попытается скрыть от него свой страх. Ведь маленький психолог моментально и безошибочно улавливает ее настроение.
Твои переживания естественны, но постарайся усвоить: временное расставание неизбежно, это происходит в жизни каждого малыша и его родителей. Для того чтобы он стал полноценной личностью, проявил свои способности, ему нужно приобретать собственный опыт, делать ошибки, самому их исправлять и идти дальше.
Он не часть тебя, а отдельный человек. Любить – не значит оберегать от всего и всех (от строгих воспитателей, шаловливых сверстников, коллективных мероприятий). Ты внимательная мама, тонко чувствующая своего кроху, так что будь уверена: тебе удастся уловить даже малейший намек на проблему и сделать все, чтоб ее успешно решить.
До вечера, малыш!
Прощание с родителями – самый сложный момент в непростой «садиковской» науке.
Вообще, к трем годам ребенок уже должен привыкнуть оставаться на несколько часов без своей мамочки. Если после трех лет он не отпускает ее ни на шаг, имеет смысл обратиться к психологу. В этом возрасте деткам даже желательно проводить время не только с родителями.
Учитесь искусству расставаться постепенно. Начните с приятного – гостей. Да-да, чаще ходите к друзьям, к бабушкам и дедушкам, подружитесь с семейными парами по соседству, регулярно посещайте игровые комнаты, ролледромы, детские обучающие центры.
Всякий раз, когда ребенок встречается с незнакомым или малознакомым взрослым, давайте ему возможность присмотреться к этому человеку.
Последовательное, спокойное приучение малыша к посторонним людям имеет огромное значение для благополучной адаптации в саду. Перед тем как первый раз отвести туда сына или дочку, непременно познакомьте его с воспитательницей. Пусть они пожмут друг другу руки, посмотрят друг другу в глаза и немного поговорят.
Возможно, у нее тоже есть ребенок, о котором она с удовольствием расскажет новичку. А он поймет, что тетя любит деток, и в дальнейшем не будет чувствовать напряжения, испытывать трудности при общении, замыкаться в себе.
Оставляя ребенка на несколько часов в садике, всегда говорите, когда вернетесь (каким-то загадочным образом даже совсем маленькие детки очень хорошо чувствуют время) и, конечно, сдерживайте свое обещание. Так кроха поймет, что ваше отсутствие – не катастрофа. Вы скоро придете! А он пока разузнает, как устроена жизнь вне его дома. Надеемся, она ему понравится. А если возникнут какие-нибудь проблемы, то вы непременно решите их. Вместе!
По особой системе
Наши мамы не имели возможности выбирать методику воспитания, наиболее подходящую ребенку. А нам повезло! Сейчас не составит труда найти садики, в которых малыши занимаются «экологической» географией, расписывают батик, мастерят человечков из дерева, релаксируют и отмечают праздник Ивана Купала.
Свобода, равенство, братство – три составляющие успеха в организации любого учебного и игрового процесса. Однако у нестандартных садов есть и свои минусы.
Логопедический В речевом саду большое внимание уделяется подготовке к школе. С малышами помимо воспитателей работают логопед, физиотерапевт, врач ЛФК, психолог. В таких садах обычно есть бассейн, комната для релаксации, спортзал, кабинет физиотерапии. Поэтому, даже если 3-4-летние крохи блестяще произносят все твердые и шипящие звуки (что бывает довольно редко), многие родители не против определить их сюда. Вы не можете записать малыша в логопедический садик по собственному желанию. Деток отбирают только по показаниям специалистов. Коль кроха не справляется всего с одним звуком, стремиться в речевой сад вам незачем.
Вальдорфский Кредо: индивидуальный подход. В продуманной системе занятий особое внимание уделяется физическому развитию детей. Это своеобразный островок, на котором жизнь идет по собственным законам. Воспитанники вальдорфского садика пребывают в особом мире: у них определенная мифология, традиции и праздники, которые берут начало еще с языческих времен. Это позволяет душе быть в гармонии с природой. Малыши мастерят игрушки из натуральных материалов, пекут, слушают сказки, придуманные самими воспитателями... В саду не готовят к занятиям в обычной школе, поэтому первоклашкам трудно адаптироваться, усвоить программу. Кроме того, вальдорфское воспитание замыкает ребят в уникальной среде, которая отличается от большого настоящего мира.
Сад Монтессори Главный принцип методики Монтессори – свободное развитие ребенка. Девиз: «Помоги мне сделать это самому!» Учитель не ведущий, а ведомый. В начале каждого занятия малыш сам выбирает вид деятельности, материал и рабочее место. В группе не более десяти детей. Педагоги работают в тесном контакте с родителями: беседы, консультации, тренинги... Постоянно звучащая ода «я» может и навредить ребенку. Крайний индивидуализм и неумение учитывать интересы других вряд ли следует считать идеалом.
Готовность № 1 Известно, что с режимом в детском саду строго. Завтрак в 9.00, в 12.00 – обед, который длится не более 30-40 минут, потом – время сна. Как же быть, если ребенок обычно проводит за столом не меньше часа, при этом не съев даже нескольких ложек, а спать днем порой вообще отказывается?
Приучайте к режиму постепенно. Прежде всего, дорогие родители, начните с себя. Ваша дисциплинированность играет немаловажную роль.
Каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в конце концов приблизиться к стандартному режиму. Малыш не спит днем? Подумайте, почему? Может, вам попросту не хочется его укладывать, либо вы по каким-то причинам не успеваете это делать... В любом случае измените свое отношение к тихому часу. Хотя бы до четырех лет, а то и больше, ребенку нужно отдыхать днем.
После обеда укладывайте кроху в кровать, но не требуйте, чтобы он закрывал глаза. Пусть просто полежит. А вы при этом почитаете книжку или расскажете сказку.
Постепенно приучайте малютку оставаться в комнате одному. Давайте ему в постель мягкие игрушки или любимые книжечки. Малыш должен усвоить, что после обеда наступает время, когда спать не обязательно, но желательно вести себя тихо.
Завтраки и обеды у вас превращаются в битву? Если вы до сих пор не побеждали, то вряд ли вам это удастся сразу же. Принудительное кормление не рассматривается и к успеху не причисляется, так как приводит к неблагоприятным последствиям. Пересмотрите свое отношение к питанию крохи.
Обговорите с педиатром рацион своего малоежки. Разрешите крохе съедать столько, сколько он хочет, а воспитателей в садике непременно предупредите, чтобы не докармливали. Иначе это повлечет еще и психологические проблемы. Ребенок научится есть сам, при этом оставаясь чистым, коль вы не будете раздражаться и подгонять его.
Готовность № 2 Научить маленького одеваться вам вполне под силу. Главный принцип, которому вы должны следовать, – систематичность. Начните обучение с простого действия: регулярно предлагайте ребенку самому снимать одежду и складывать ее на место. Кроха пробует одеваться сам? Ни в коем случае не мешайте, не пытайтесь все сделать за него. А чтобы не нервничать, отводите на одевание на полчаса больше времени. Ребенок не хочет учиться? Садитесь рядом и подыгрывайте. Например, вы надеваете ему носочки, но не до конца, и просите подтянуть их повыше. Устраивайте соревнования: кто быстрее наденет футболку и носки… Чтобы стимулировать малыша, купите тематические игры: куклы с набором одежды, различные шнуровки, мягкие игрушки с отстегивающимися карманами и клапанами. Показывайте, как отличить изнаночную сторону от лицевой, как лучше держать вещи, чтоб удобнее было их надевать. Обувь на липучках – вариант временный. Умение завязывать шнурки все же пригодится. Хорошо помогают сказки и потешки, например, «Как зайка в норку спрятал ушки».
Источник: http://goodparents.com.ua |