До года говорите по-взрослому, а потом — загадками и скороговорками.
Лечат игры. Играйте в профессионалов — журналистов, врачей Есть дети, которые категорически не хотят разговаривать или говорят намного хуже своих сверстников. Врачи-логопеды называют их мутистами. Для тех, у кого есть определенные проблемы с речью, существуют свои логопедические диагнозы. К каждому из них нужен свой подход и терпение, ведь к тому моменту, когда ребенок дозреет до полноценного словесного общения с людьми, его психика может быть серьезно и необратимо деформирована. Как этого не допустить, нам рассказала Татьяна Василенко, логопед-дефектолог центра «Всезнайка».
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ. Заподозрить нарушение речи у своего малыша можно с первых месяцев жизни. К примеру, если он к концу 1 месяца никогда не кричит перед кормлением, к концу 5 месяца не произносит отдельных звуков и слогов, например, га-га-га, ма-ма-ма, а к концу 7 месяца не узнает голосов близких и не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком. Ну, а если он к 15 месяцу не научился говорить хотя бы слова «мама» и «папа», не может показать части тела, которые ему называют, то тут уже явно есть повод задумать о визите к логопеду-дефектологу.
У СПЕЦИАЛИСТА. Есть один нюанс: если логопед не понравится малышу — толку от такого лечения не будет. Поэтому, если вы видите, что контакта между ними нет, ищите другого специалиста. В ходе обследования врач проведет осмотр и оценит степень нарушения речи ребенка. При необходимости он может направить его на дополнительные исследования, например, на ЭЭГ (электроэнцефалограмму), а также на прием к психоневрологу, психологу и ЛОРу. Обычно такого комплекса достаточно, чтобы понять, как лечить молчуна. Лечение специалиста может включать специальные занятия по развитию речи, а также артикуляционный массаж, цель которого — разработать артикуляционные органы. Но много зависит и от родителей — ведь большую часть времени ребенок находится именно с ними.
ВРАЧЕБНЫЕ ХИТРОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Зоопарк. Игра в зоопарк для ребенка — одна из самых развивающих
ДО ГОДА
Народные помощники. Начиная с самого рождения, развивайте слух и лепет малыша. Для этого читайте ему народные потешки, прибаутки, сказки, пойте колыбельные, эмоционально окрашенным голосом. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много ярких описаний внешнего мира, а рифма и положительная эмоциональная окраска делает усвоение более успешным.
Говорите по-взрослому. Когда малыш начинает пытаться произносить первые звуки, ему нужно помочь сформировать правильное произношение. Постоянное упрощение слов («би-би» — машина, «ав-ав» — собака и т.д.) делает речь малыша неполноценной. Поэтому, показывая своему ребенку мир, старайтесь говорить с ним на равных, избегая сложных предложений и примитивизма.
Выражайте свои чувства словами. Родители часто общаются с ребенком посредством чувств, жестов, прикосновений, улыбок, считая, что малышу этого достаточно, забывая о словах. Эта ошибка может стать причиной задержки речевого развития. Поэтому когда вы целуете или гладите грудничка, объясняйте ему словами свои действия.
1—3 ГОДА
Усики. Ваш малыш уже научился пить с помощью соломинки? Самое время начать тренировать мускулатуру рта. Пока он рисует или смотрит телевизор, пусть держит во рту соломинку для коктейля, словно усики у котенка. Это отлично укрепит мышцы губ, щек и подбородка.
Развиваем уздечку. Причиной шепелявости или картавости, когда малыш не может произнести «верхние» звуки — ш, ж, р, л может быть т.н. короткая подъязычная уздечка. Если язычок ребенка с трудом поднимается к твердому небу, попробуйте «растянуть» уздечку. Для этого давайте малышу вылизывать блюдца или тарелки со сладким вареньем или медом, если он не аллергик. Если за год это не поможет, можно сделать легкую операцию — подрезание уздечки.
Ищем особенности. Это упражнение нужно выполнять при помощи любимой книги малыша. В этом возрасте ему еще сложно описать все, что он видит на картинке, но вполне под силу заметить особенности нарисованных фигур и предметов. Рассматривайте вместе с малышом картинки и просите его описывать то, что он видит. Например: на картинке собачка, она маленькая, она бежит, сидит или есть и т.д. Таким образом вы обогатите словарный запас ребенка и сформируете понятия явлений, предметов, действий.
Повторяем слово. Эта игра подходит для ситуаций, когда вся семья в сборе. Иногда малыш отказывается повторять слова, но с удовольствием делает это, когда повторят не один он. Например, показывая на лампу, назовите громко и четко ее, затем пусть повторит слово папа, бабушка и только потом дойдет очередь до ребенка. Так он будет чувствовать себя членом большой команды и с удовольствием повторит слова.
Зоопарк. Эта игра развивает воображение и артикуляцию малыша, учит отличать взрослых животных от детенышей. Приготовьте картинки с изображением животных и их детенышей. Рассмотрите их вместе с ребенком. Затем покажите ребенку картинку с одним из зверьков. Спросите у него, как это животное «разговаривает». После того, как ребенок изобразит его «голос», спросите, как называется детеныш этого животного. На этом этапе дети часто придумывают несуществующие понятия (например, конь-коненок). Исправляйте ребенка и просите повторить правильный ответ. Затем спросите, как делает детеныш. Иногда различия могут быть значительными и ребенок должен это знать (например, курочка — «ко-ко-ко», а цыпленок — «пи-пи-пи»).
3—6 ЛЕТ
Посмотри и расскажи. В этом возрасте малыш уже может связно рассказать о том, что он видит на картинке. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка или пазлы. Ваша задача — втянуть ребенка в игру «вопрос-ответ». Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: что, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему и др. Используйте фразы: «а как ты думаешь, может быть здесь имеется в виду.., или, а как бы ты поступил…». Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Это помогает ребенку научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.
Интервью. Предложите ребенку взять интервью, как настоящий журналист. Вы можете стать любым кумиром малыша (героем из мультиков, сказок), с которым ему было бы интересно пообщаться. Ваша задача — включить свою фантазию и давать развернутые ответы. А задача ребенка — правильно задать вопрос (на неправильные вопросы вы отвечать не должны). Так вы не только научите малыша отвечать на вопросы, но и разовьете диалогическую речь малыша.
Загадки. Загадки разносторонне развивают речь детей. В них в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Но, чтобы такое занятие не надоело ребенку, требуйте у него доказательства правильного ответа. Например, если малыш легко отгадал загадку о морковке (красна девица сидит в темнице, а коса на улице), попытайтесь его запутать. Например, скажите, что малина тоже красного цвета, может это и есть правильный ответ? Если малыш скажет, что «в темнице» означает в земле, а малинка растет на кусте, предложите ему редиску и т.д. Ребенок должен понять, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в правильном ответе.
Скороговорки. Если у вашего ребенка проблемы с дикцией, попробуйте проговаривать с ним скороговорки. У дошкольников еще недостаточно скоординирован речевой аппарат и некоторые из них нечетко выговаривают слова, глотают окончания или, наоборот, излишне растягивают слова. Скороговорки могут исправить эти нарушения и выработать правильное произношение.
Одним словом. Поиграйте с ребенком в игру, которая обогащает словарный запас, развивает внимание и логику. Для этого вам нужно загадать слово и дать ребенку его описание, не используя самого названия. А ребенок должен отгадать это слово. Например, яркий, красочный, бумажный предмет, в котором много букв и картинок (книга)
Татьяна Приходько
Источник: http://www.segodnya.ua |