Педагогическую систему Марии Монтессори можно назвать системой саморазвития ребенка. Монтессори отказалась от классно-урочной системы и разработала метод, который основывался на индивидуальном подходе к ребенку в специально подготовленной среде. Она ушла от ортодоксальных подходов «научения», привнесла в мировую педагогику новые разработки, которые основывались на научных наблюдениях и длительной работе с детьми. Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре всей педагогической системы - ребенок, которого она называет «строителем самого себя», в каждом ребенке есть свой "духовный эмбрион” или основа, для его психического развития еще до рождения, но взаимодействие с окружающей средой и свобода необходимы ребенку, чтобы согласно с заложенными природой особенностями развивалась индивидуальность ребенка. Что же такого отличительного есть в системе Монтессори? 1. Отношение к ребенку, принятие его духовной сущности и индивидуальности. 2. Роль педагога - педагог выступает в роли помощника, наставника, исследователя, он не «научает», а помогает, наблюдает за детьми. 3. Специально подготовленная среда (материал) 4. Разновозрастные группы 5. Принцип свободы в группе 6. Ориентированность на природу ребенку, на его сензитивные периоды. 7. Индивидуальная работа с ребенком посредством презентации или трехступенчатого урока. Мария Монтессори обладала мудростью педагога, терпимостью доктора и наблюдательностью психолога, ее работа с детьми строилась на принципах толерантности и свободы. Она уважала личность ребенка и понимала, как важно помочь малышу делать свои первые шаги по дороге в Жизнь, не навредить своей навязчивостью, излишней заботой или равнодушием, не нарушать те первые порывы и стремление к познанию своим замечанием или излишним научением. Ребенок — маленький исследователь, он с удовольствием познает этот мир и задача родителей и педагогов — не навредить, быть чутким и проницательным, помочь — создавая для этого все условия, быть объективным и честным. Очень важно во время услышать ребенка, увидеть, что скрывается за неуверенностью или агрессивностью и своевременно предложить свою помощь. Занимаясь исследовательской деятельностью, Мария Монтессори изучила последовательность развития тех или иных навыков у детей и отметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить те периоды, когда ребенок легко и непринужденно обучается, у него формируются отдельные навыки и умения, эти периоды называются — сензитивными. Главный показатель наступления того или иного сензитивного периода — большой интерес к определенному виду деятельности. Необходимо учитывать, что у каждого ребенка своя индивидуальная программа развития и ориентироваться нужно на ребенка и на его внутренний ритм. Сензитивные периоды: * Развитие речи (от 0 до 6 лет). * Сензитивная фаза порядка (от 0 до 3 лет). * Сенсорное развитие (от 0 до 5-5,5 лет). * Развитие движений и действий (от 1 до 4 лет). * Период восприятия мелких предметов (от 1,5 до 2,5 лет) * Развитие социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). «Впитывающий разум» или «абсорбирующий ум» - этот термин ввела Мария Монтессори исходя из своих наблюдений за детьми. Абсорбирующий ум — природное свойство ребенка, которое проявляется до 6 лет, благодаря которому ребенок запоминает информацию, получает сигналы из окружающего мира, впитывает новые впечатления благодаря органам чувств. Мария Монтессори писала: «...наиболее важный отрезок жизни приходится не на студенческие годы, но скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда формируется человеческая индивидуальность... ребенок обладает настолько сильной восприимчивостью, что окружающие вещи пробуждают в нем интерес и энтузиазм, которые словно пронизывают его жизнь» (2). Особенность абсорбирующего ума заключается в его универсальности и врожденном свойстве, которое функционирует постоянно. Ребенок «впитывает» все, что его окружает и поэтому очень важно — создать благоприятную атмосферу для его развития, оградить от воздействия негативных факторов, ведь впитывающее сознание происходит бесконтрольно со стороны ребенка. Благодаря впитывающему разуму ребенок с легкостью изучает язык, который слышит в семье, а также успешней происходит социально-психологическая адаптация в окружающем его мире, ребенок перенимает социально-культурные навыки, которые приняты в его семье и близком окружении. Защищая принципы системы М. Монтессори, Юлия Ивановна Фаусек подчеркивает: «Свобода работы и порядок в окружающей обстановке имеют исключительное влияние на равновесие душевного состояния ребенка и способствуют развитию в нем положительных моральных качеств». Потрясают описания Ю. Фаусек своей деятельности (1919-1922 г. в детском саду при институте имени Герцена), в те тяжелые времена, переживая голод и холод, этот удивительный педагог, смог организовать пространство для детей... Из наблюдений Ю. Фаусек: «в тяжелых условиях жизни эти дети, окруженные спокойными, бодрыми взрослыми и имеющие возможность свободно и организованно работать, проявляли удивительное терпение, стойко переносили все невзгоды и лишения и даже умели находить радости — красиво накрыть стол, поставить на него хоть какие-нибудь веточки — например, сосновые или же просто ветки с почками, красивые чашки, новые вышитые салфетки, какую-нибудь безделушку принесенную мною или моей помощницей» (1). Она также отмечает, что важно все, что способствует развитию ребенка, начиная от обстановки, которая предусматривает отсутствие барьеров между учениками и учителями и заканчивая учебным материалом. Фаусек считает, что характер ребенка формируется за счет постоянного призыва к личному сознанию, к личной самостоятельности каждого из детей, которые учатся любить друга и становиться людьми. Мария Монтессори писала: «развитие психики подталкивает каждого малыша к освоению мира. И если на этом этапе наша помощь будет соответствовать высшим человеческим целям, мы увидим, насколько успешнее станут развиваться потенциальные возможности каждого индивида» (2). Следуя за ребенком, мы должны помнить, что ребенок развивается согласно законам природы и своим потребностям и как говорила Мария Монтессори: «Мы должны учиться у ребенка и помогать ему всем, чем возможно...Человек не может быть творцом человека...»
Список литературы 1. Детский сад Монтессори, Юлия Фаусек, Изд.дом «Карапуз» ТЦ Сфера, Москва 2007 год. 2. Мария Монтессори «Разум Ребенка» Москва Грааль 1997 год. Составитель Губина Оксана. ДК Кораблик 066-126-24-31
Источник: http://www.mir-detstva.kiev.ua/blog.php |