Методы управления - это совокупность способов и приемов влияния на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью достижения установленных целей. За их помощью орган управления влияет на отдельных работников и предприятие в целом.
Значение методов управления определяет их направленность на достижение целей в наиболее сжатые сроки при условиях рационального использования всех видов ресурсов.
По содержанию методы управления идентифицируются с основными функциями управления: планированием, организацией, мотивированием, контролированием и регуляцией. В соответствии с этим есть следующие основные группы методов управления: экономические, организационно предписывающие (административные), социально психологические, правовые идеологические и технологические. Между ними существует тесная связь и взаимообусловленность. Каждый метод имеет элементы поощрения и наказания.
Классификация методов по направленности действия основана на характере влияния их на мотивы деятельности отдельных работников и трудового коллектива организации в целом. Мотивы деятельности основываются на реальных материальных и духовных потребностях. Направленность методов характеризуется тем, на какие конкретно мотивы они влияют. Исходя из этого, выделяют четыре группы методов - материальной, социальной, психологической и властной мотивации.
За организационными формами действия выделяют методы прямого (непосредственного) влияния, постановки цели, создания стимулирующих условий.
На сущность и соотношение методов управления влияют формы и модель хозяйственного механизма в обществе.
Экономические методы управления основываются на действии экономических факторов рыночной экономики. Им принадлежит ведущее место в системе методов управления хозяйственной деятельностью организаций. Эти методы управления способствуют выполнению такой функции управления как планирование. Они связаны также с функциями мотивирования и контролирования. К экономическим методам управления принадлежат стратегическое и текущее планирование хозяйственной деятельности организаций, экономическое стимулирование и материальная ответственность, полный коммерческий расчет, ценообразование, кредитование и налоговая политика.
Планирование - текущее и стратегическое - основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях (предприятиях). С помощью планирования обеспечиваются и конкретизируются в виде определенных показателей основные цели развития организации. Стратегическое планирование обеспечивает основную для осуществления всех функций управления.
Полный коммерческий расчет, выступая как экономическая категория, одновременно является основным методом управления. Главными признаками полного коммерческого расчета организации (предприятия) является сама окупаемость расходов и самофинансирования хозяйственной деятельности организаций и их работников заинтересованности в повышении эффективности труда. Экономическое стимулирование реализуется в основном через заработную плату и систему премирования.
Ценообразование является одним из важнейших экономических методов управления. В условиях формирования рыночных отношений растет роль цен как мерила эффективности расходов и результатов хозяйственной деятельности: деловых стимулов НТП, повышения конкурентоспособности и снижения себестоимости продукции. Ценообразование как метод управления экономикой подкрепляется налоговой системой.
Кредитование предлагает создания условий, которые побуждают рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность и тому подобное.